ЮНГИАНСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОФАЙЛИНГ

orientarea-cognitiva-in-psihoterapie

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики нашего сайта «Международная Академия Исследования Лжи» (г. Санкт-Петербург). Представляем Вашему вниманию статью, посвященную возможности использования технологии профайлинга в таком методе психотерапии как аналитическая психология.

 В 1906 году швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.), работая в клинике в одном из городов Швейцарии, заражается идеями основателя психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.). Чуть позже Фрейд назовет Юнга своим научным преемником. Однако в дальнейшем Юнг откажется от большинства идей психоанализа и погрузится в изучение мифов, истории мира и оккультных практик. В 1912 году им публикуется книга «Символы трансформации», что знаменует окончательный разрыв с Фрейдом — и философский, и личный. В 1914 году он оставляет пост президента Международной психоаналитической ассоциации и создает новый метод психотерапии – аналитическую психологию.

В рамках нашей статьи мы рассмотрим психотерапевтический процесс, основанный на теории аналитической психологии – юнгианский анализ и проанализируем возможности применения технологии профайлинга в данном методе. Также хотим напомнить уважаемым читателям, что эта статья является продолжением цикла публикаций, связанных с такими психотерапевтическими подходами как транзактный анализ Э. Берна, семейная психотерапия В. Сатир, личностно-ориентированная терапия К. Роджерса, гештальт-терапия Ф. Перлза.

Суть юнгианского анализа заключается в осознавании бессознательного, не только индивидуального (результат персонального опыта индивида), но и коллективного. Коллективное бессознательное рассматривается как особая психическая реальность, включающая в себя универсальные образы культуры  – архетипы. Рождаясь, мы наследуем эту реальность, так как на нас оказывают влияние язык, религия, история, обычаи и традиции, национальный менталитет и общечеловеческие паттерны поведения, заключенные в популярных мифах. К.Г. Юнг выделял такие архетипы как Анимус и Анима (мужская и женская сущность, присущая психике каждого из нас),  Тень (наша отрицаемая «животная» часть, которой мы стыдимся), Персона (публичный образ, за которым скрывается, искажается наше истинное лицо).

ю2

Юнгианский анализ направлен на осознание клиентом своей Тени, Персоны, Анимы или Анимуса, на выстраивание с ними гармоничных отношений. Он учит использовать заключенную в архетипах энергию для позитивных изменений, а также дает возможность увидеть историю собственной жизни как осмысленное движение к обретению самого себя. Итак, юнгианская психотерапия не только направлена на  решение проблем клиента, но и на то, чтобы научить его извлекать уроки из преодоления разных препятствий, продемонстрировать ему, что все это делает его сильнее и ведет по пути личностного роста.

Как проходит процесс юнгианской психотерапии? Чаще всего это беседа аналитика и клиента лицом к лицу. Юнгианский анализ состоит из двух стадий, каждая из которых включает в себя два этапа:

Стадия 1.

I этап — Катарсис. К.Г. Юнг сравнивал этот этап с исповедью, во время которой клиент, рассказывая о собственных «грехах», облегчает душу, признает за собой то, что всегда отвергал, достигает катарсического эффекта. Катарсис оценивается как начало процесса преодоления раскола личности и после признания бессознательного клиент начинает работу, сутью которой должно стать осознание его проявлений.

II этап — Прояснение, толкование. На этом этапе аналитик и клиент совместно анализируют направленность, ценности, установки,  которые оказывают значимое влияние на жизненный путь клиента. Значительное внимание уделяется анализу противоречивых способов реагирования и действия.

Клиент осваивает процесс самонаблюдения, ищет возможности для соприкосновения со своим внутренним миром. Конечно, для экстравертированной личности данный процесс вызывает значительные трудности. Ей важно осознать, каким образом формируется психологическая реальность, развернуть свои проекции на окружающий мир и прочувствовать мощь своего внутреннего мира. Помочь в этом процессе может и привнесение в психотерапевтический процесс техник аутопрофайлинга, о которых мы писали в таких наших статьях как «Аутопрофайлинг, мотивация и самоорганизация: факторы успешной карьеры»; «Точка опоры. From the humanities to humanity»; «Forgive your parents and try to change yourself». Для интровертированной личности большую значимость имеет обучение способам взаимодействия с окружающей реальностью, разграничение внешнего и внутреннего мира, выделение фантазий из действительности. До тех пор, пока реальность и фантазии не разделены, бессознательные импульсы управляют поведением человека во внешнем мире и подчиняют его своим законам. Вот почему необходимо разделить сознательное и бессознательное.

Аналитик помогает этому движению своими вопросами и интерпретациями, направляя внимание клиента на «пробелы» в его сознании. Изучая характер и природу невроза, терапевт пытается понять, какие потребности клиента не удовлетворены и с какими жизненными задачами он не в силах справиться. Материалом для работы, в первую очередь, выступают сновидения. В процессе терапии медленно растет готовность для встречи клиента со своим бессознательным, он находит в себе силы, которые ему не подвластны и  управляют им. На этом этапе клиент вступает в контакт с коллективным бессознательным для того, чтобы понять, как архетипы действуют в его жизни.

psihoterapiya-lechenie-nevrozov-v2.xxl

В процессе второго этапа проявляются все способы, которыми пользовался клиент для поддержания раскола в личности. По мнению К.Г. Юнга, наиболее эффективным методом работы является анализ проекций, а именно работа с трансфером. Кроме этого значительная роль в процессе юнгианской терапии отводится еще одному продуктивному с точки зрения Юнга методу —  анализу сновидений.

Следует отметить, что в отличие от психоанализа Фрейда, юнгианский анализ предоставляет терапевту достаточную свободу в выборе средств: слушание, обучение, предложение действовать конкретным образом, отражение чувств. К числу техник, которые используют юнгианские психотерапевты, относятся все техники, сведенные в современной психологии в направление арт-терапии: рисование, песочница, сказкотерапия, танцы, театр и т.д. Многие, применяемые в других областях психотерапии техники впервые появились в ходе юнгианского анализа: дыхательные упражнения, упражнения, направленные на развитие сензитивности и пр.

Кроме описанных методов, юнгианские аналитики используют майевтику, в которой инсайт рождается в ходе беседы терапевта и клиента. К.Г. Юнг, работая с помощью этого метода, указывал на необходимость совместного поиска персональной истины клиента, пути его самореализации, способов выражения уникальной сущности. В процессе психотерапевтической беседы осуществляется наблюдение за психическими состояниями клиента, сбор информации о его психологическом профиле, установление базовой линии поведения, т.е., по сути, полноценное применение профайлинговых технологий.

Клиент, заключенный в оковы противоположностей сознательного и бессознательного, получает возможность найти выход из тупика, получает возможность трансформации. И, одновременно с этим, он находит в себе творческий потенциал, устанавливает продуктивную связь с индивидуальным и коллективным бессознательным.

psyhotherapy

Стадия 2.

III этап — cинтетическая фаза. Целью этого этапа является освоение клиентом тех сил, которые возникают у него в процессе преодоления односторонности, признания ранее отвергаемых частей личности. Задачей аналитика является поддержка, перевод внимания и активности клиента на осознание открывающихся перед ним перспектив личностного роста и освоение новых сфер деятельности. В процессе юнгианского анализа на этой стадии клиент получает новый опыт переживаний, базирующийся на осознавании непризнанных частей своего Я, использовании творческих частей своей психической организации.

Для большей части клиентов завершение третьего этапа юнгианского анализа является окончанием психотерапии. Но для некоторых клиентов необходимо проведение в IV этапа — этапа трансформации. Трансформация – это естественный процесс перехода на новый уровень функционирования через различные жизненные обстоятельства. Персональный опыт следует рассматривать только лишь как материал, Юнг писал, что логика трансформации мифологична. Человек изменяется, ассимилируя символы, выработанные коллективным бессознательным. Символизация подчиняет себе индивидуальный опыт, организуя его в соответствии со своими закономерностями.

Безусловно, когда в ходе юнгианского анализа начинает просматриваться символика трансформации, можно ждать серьезных изменений в личности клиента. Важным понятием в процессе трансформации является понятие индивидуации. Индивидуация — это интеграция всех частей личности, соединение с высшим Я. Клиент изменяется для того, чтобы стать самим собой; отказывается от частичного функционирования, при котором он идентифицирует себя с Персоной или Эго, и находит внутреннюю точку личности — Самость. Самость позволяет преодолеть противоречивые силы в личности и обрести единство.

юнг3

Итак, юнгианский анализ способен помочь тем, кто переживает кризис, склонен к рефлексии и пытается осознать глубинные причины своих проблем. Образность и метафоричность этого метода психотерапии позволяет использовать его также и с детьми, которые с помощью образов и символов легко выражают самые сильные и болезненные переживания.

Мы рассмотрели с вами процесс юнгианского анализа, направленный на личностное изменение клиента — трансформацию. Технологии профайлинга могут быть полезны для практикующих психоаналитиков тем, что они позволяют глубже оценивать актуальные психические состояния клиента, выявлять наличие фактов, о которых клиент не желает рассказывать в ходе психотерапевтических сессий, позволят психоаналитику оценить уровень своей квалификации. Кроме того, в рамках тренинга «Профайлер-верификатор» мы уделяем особое внимание теме «Архетипы в детекции лжи». В данной теме рассматривается модифицированный подход Томаса Четуинда сквозь призму «архетипического квадрата», в котором человек проживает четыре фазы своего взросления: «детство»-«юность»-«зрелость»-«старость». Особое внимание уделяется анализу причин, по которым у человека может происходить «застревание» в архетипе, «перепрыгивание» через архетип, «перекос» архетипа. Вследствие этого он демонстрирует нам показное, «лживое» поведение, не свойственное либо его возрасту, либо той социальной роли, в которой он выступает. Это проявляется, например, в семейных отношениях; при устройстве на работу и в процессе самой работы; при ведении переговоров; при заключении сделок; при масштабировании бизнеса; в процессе опросной профайлинговой беседы и др.

image0051

Таким образом, в психотерапевтическом подходе К.Г. Юнга наиболее практичной и универсальной в применении явилась модель архетипов, которая впоследствии была модифицирована и преобразована Т. Четуиндом в архетипический квадрат. Данная модель рассматривается на нашем тренинге «Профайлер-верификатор» как в контексте детекции лжи, верификации, так и в контексте аутопрофайлинга, познания самого себя.

Уважаемые читатели, если данная статья Вам понравилась, скажите автору спасибо и поделитесь ей с друзьями!

С уважением, Владлен Статный, руководитель обучающих курсов Международной Академии Исследования Лжи (г. Санкт-Петербург)

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий